Роль платежного баланса в международной торговле

Оценка и сравнительный анализ роли внешней торговли в рамках макроэкономических показателей и внешнеторговых квот

Все страны, в той или иной степени, являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны, но нет такой страны, которая не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром. Возросшие масштабы и многообразие мирохозяйственных связей выражаются, в частности, в увеличении числа и объема экономических операций между странами, изменении структурных отношений между ними, трансформации характера этих операций, повышении степени их воздействия на экономику отдельных стран и на все мировое хозяйство. Вся сложная гамма экономических и политических взаимоотношений государства с другими странами, характер которых зависит как от развития отечественной экономики, так и от изменений в других странах и на мировом рынке, находит отражение в платежном балансе.

Ввиду того, что платежный баланс является инструментом анализа международных торговых потоков, основным принципом его составления является унифицированность, т.е. единые стандарты представления компонент для стран-участниц международной торговли. В течение долгих лет стандарты составления и ведения статистики платежных балансов поддерживаются Международным Валютным Фондом (МВФ) и отражаются в соответствующих методологических публикациях. С самого начала своего существования МВФ разрабатывал, поддерживал и распространял стандарты, позволяющие организовать подготовку достоверных данных по статистике платежного баланса. Начиная с первого издания Руководства по платежному балансу (далее – Руководства), вышедшего в свет в 1948 году, все последующие его издания были посвящены изложению методологических принципов составления платежного баланса, развитие которых происходило вместе с изменениями экономических условий мировой торговли. При этом ввиду того, что экономика различных стран мира в течение послевоенных десятилетий становится все более и более взаимозависимой, потребность в статистике, которая отражает преобладающую тенденцию к достижению все большей либерализации и интеграции мировых рынков, со временем возрастала. И поскольку между внутренним экономическим развитием и внешнеэкономической деятельностью любой страны существует неразрывная связь, своевременная, достоверная и исчерпывающая статистика платежного баланса, основанная на четком, аналитически ориентированном подходе, в настоящее время является незаменимым инструментом экономического анализа и формулировки экономической политики.

Методологические принципы сбора и компиляции данных платежного баланса изложены в «Руководстве по платежному балансу», которым пользуются все статистические подразделения стран-членов МВФ (в мире в настоящее время используются 4-е и 5-е издание данного Руководства). Стандарты платежного баланса едины для стран-членов МВФ, в число которых входят все развитые капиталистические страны, страны с переходной экономикой и многие другие, претендующие на цивилизованное отношение к себе в качестве участников мировой торговли.

В целом в виду единых цен измерения показателей внешнеэкономической деятельности в платежных балансах различных стран возможен анализ и сравнение стран как участниц международной торговли. Так, при исследовании места внешней торговли в экономике и степени ее открытости для международной торговли принято сопоставлять данные экспорта, импорта и внешнеторгового оборота страны с объемами ее ВНП и/или ВВП, статистика которых, как правило, поддерживается во внутренних ценах страны и в международные цены (доллары США) переводится на основе обменного курса. Для переходных экономик, где в процессе либерализации внешней торговли и перехода к рынку происходит адаптация внутренних цен к мировым, соотношение внутренних и внешнеторговых цен на начальном этапе реформ имеет достаточно большие разрывы. С одной стороны, либерализация внешней торговли позволяет «импортировать» неискаженную систему мировых цен через расширение поставок из-за границы товаров и услуг и тем самым выравнивать внутренние и мировые цены. С другой стороны, при пересчете макроэкономических показателей в долларовые цены используется официальный обменный курс, который в условиях рыночных преобразований, как известно, порой достаточно значительно отличается от фактически используемого при проведении торговых операций, что сохраняет диспропорции в ценах. Все эти факторы, безусловно, влияют на внутренние цены и затрудняют процессы сравнения макроэкономических показателей данной конкретной страны с другими странами в единых долларовых ценах.

Для того, чтобы преодолеть возникающие трудности сравнения, в практике международных организаций, таких как Всемирный банк и Международных валютных фонд, а также Организации Объединенных наций, в течение достаточно длительного времени используется международная методика сопоставления данных валовых экономических показателей в международных ценах. Результаты таких расчетов регулярно публикуются в соответствующих изданиях указанных международных организаций и широко используются в мировой практике (например, при отнесении страны к соответствующим группам при оценке необходимой финансовой помощи от международных организаций и др.). Отмечая то, что исследование указанных методик не является целью данной работы, мы будем использовать макроэкономические показатели, рассчитанные с использованием двух наиболее известных методик сопоставления, расчетные данные которых часто используются и комментируются, в том числе белорусскими официальными СМИ.

Первая методика рассчитывает показатели ВНП и ВВП (в том числе и на душу населения) и носят название методологии «Атласа Всемирного банка». Коэффициент пересчета по Атласу за любой год представляет собой среднее значение обменных курсов страны (или альтернативных коэффициентов пересчета в случае, если официальный обменных курс существенно отличает от фактически используемого) за данный год и обменных курсов за два предыдущих года. Предварительно эти обменный курсы скорректированы на разницу в уровнях инфляции между рассматриваемой страной и странами пятерки (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), который представляется путем изменения дефлятора СДР. Такое сравнение показателей за три года сглаживает ежегодные колебания цен и обменных курсов для каждой страны.

Вторая методика расчетов представлена в рамках программы международных сопоставлений ООН, которая предлагает измерение ВНП и ВВП на основе международной шкалы сопоставлений с использованием в качестве коэффициентов пересчета не обменных курсов, а паритета покупательной способности (ППС). Коэффициент пересчета, основанный на ППС, определяется как количество денежных единиц данной страны, которое необходимо для приобретения на внутреннем рынке такого количества товаров и услуг, какое можно приобрести в США на 1 доллар. Иногда пересчет показателей внутреннего продукта по данной методике называют переходом на мировые доллары, имея в виду то, что объемы валовых показателей разных стран приводятся к масштабу долларовых цен США.

Например, если сравнить показатели ВНП в сопоставимых и текущих ценах, а также в ценах ППС для стран с населением около 10 млн. долл., к числу которых относится и Беларусь, то получим следующую картину.

Источник данных: таблица 1

Сравнение рассчитанных по двум методикам показателей ВНП на душу населения приведено в табл. 1 и на рис.1 (ранжирование по ППС). В число стран для сравнения включены, кроме Беларуси, еще 3 страны с переходной экономикой (Россия, Венгрия, Чехия), а также 5 развитых стран (Греция, Португалия, Швеция, Бельгия, США). Во всех указанных странах, кроме США и России, численность населения составляет около 10 млн. долл. Можно отметить, что по группе стран с переходной экономикой наблюдается достаточно существенный разрыв между значениями среднедушевых показателей ВНП. Так, в текущих и сопоставимых ценах указанные показатели почти совпадают (или разняться незначительно), в то время как в ценах ППС разрыв составляет от 2,5 до 7 и более раз (Беларусь).

В развитых и особенно высокоразвитых странах таких существенных разрывов не наблюдается. Кроме того, в отношении различий между текущими и сопоставимыми ценами по группе стран с переходной экономикой можно отметить, что разрыв тем меньше, чем успешнее движется страна по пути реформ и, прежде всего, в направлении относительной стабилизации обменного курса и снижения инфляции. Так, в трех переходных странах Венгрии, Чехии и России практически не существует разрыва между текущими и сопоставимыми объемам ВВП в 2000 году, в то время как в Беларуси при самой высокой инфляции в группе стран СНГ это различие достаточно существенно (почти в 3 раза). Таким образом, при сравнении показателей ВВП на душу населения в переходных экономиках можно нивелировать влияние инфляционной накачки объемных показателей и искажений обменных курсов, используя для расчетов ВВП сопоставимые цены (а также цены ППС).

Далее, обычно при оценке роли внешней торговли в экономике стран потоки экспорта и импорта товаров и услуг отслеживаются в текущих долларовых ценах, т.е. в тех ценах, по которым экспортный товар был реализован на внешних рынках, а импортный – закуплен за границей. В этом смысле цены экспорта и импорта являются мировыми ценами, по ним осуществляется международная торговля товарами и услугами на мировом рынке. Обычно в виду малой инфляции доллара для внешнеторговых показателей не различают текущие и сопоставимые цены, считая, что разница между ними достаточно мала и существенно не влияет на результаты расчетов (особенно при исследовании переходных экономик, где как правило собственная инфляция гораздо более значительна). Поэтому в индикаторах оценки доли внешней торговли в ВВП/ВНП (экспортная, импортная, внешнеторговая квота) числитель представляется в текущих долларовых ценах, в то время как знаменатель (ВНП или ВВП) может быть выражен как в текущих и сопоставимых ценах, так и в оценке по ППС.

Как видно из таблицы 2, экспортная квота (отношение экспорта к валовому продукту) практически не отличается от видов цен расчета ВНП для развитых стран (разница от 0,3% для США до 16,7% для Бельгии). В то же время для переходных экономик разные способы оценки валового продукта вносят существенные различия в значения экспортных квот, где разница доходит до 66,2% (Беларусь, расчет ВНП по ценам ППС и в текущих ценах). Как видно из таблицы 2, белорусская экспортная квота в текущих ценах ВВП действительно достаточно высока и уступает лишь показателю Бельгии. Но после переоценки и приведения к сопоставимому виду результат Беларуси оказывается предпоследним перед Грецией. И далее, при использовании ППС-цен (наиболее популярных для официальных СМИ, поскольку по ним ВВП получаются достаточно внушительными), мы получаем последний результат в таблице по экспортной квоте, которая для Беларуси составит 10,5%.

Аналогичные результаты мы получаем при рассмотрении показателя импортной квоты при разных ценах внутреннего продукта (табл. 3).

Таким образом, исходя из того, что по значению внешнеторговых квот принято оценивать степень открытости экономики и влияния на внутреннюю экономику внешней торговли, главный вывод для Беларуси состоит в том, что реальная зависимость белорусской экономики от экспорта и импорта товаров и услуг существенно меньше, чем принято считать при анализе данных в условиях инфляционно-девальвационных искажений текущих цен.*