О самых значимых делах в отношении "белых воротничков" Минской области из первых уст
Название управления по раскрытию тяжких экономических преступлений трижды менялось в течение трех лет. Однако содержание работы оставалось неизменным — выявление тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики, включая хищение бюджетных денег и пресечение фактов коррупции среди руководителей разного уровня.
Начальник управления по раскрытию тяжких экономических преступлений УВД Миноблисполкома Александр Радаев рассказал "Белорусским новостям" о самых значимых уголовных делах в отношении беловоротничковых преступников.
— Чем завершилось скандальное дело о поддельных дипломах?
— В группу лиц, подстрекавших граждан к даче взяток в размере от 2300 до 4500 долларов за выдачу дипломов Белорусского государственного университета без прохождения обучения, входили методисты и бывшие преподаватели двух вузов. Всего выявлено 8 фактов. Уже состоялись суды, в отношении виновных вынесены приговоры. Теперь уже можно точно сказать: должностные лица БГЭУ непричастны к скандалу. После многочисленных экспертиз установлено: бланки дипломов изготавливались из бумаги, не предназначенной для дипломов, но тоже имеющей серьезные степени защиты. В этом направлении мы продолжаем работать.
— Один из важных критериев оценки вашей службы — возмещение материального ущерба. Как часто удается не только изобличить расхитителя, но и найти то, что нажито нечестным путем?
— Приведу такие примеры. Директор одного из РУП сельскохозяйственного профиля распорядился о приобретении у коммерческих структур комбикорма по необоснованно завышенным ценам. В результате предприятию был причинен материальный ущерб в сумме 676 млн рублей. В настоящее время возмещен материальный ущерб в сумме 350 млн рублей, наложен арест на имущество в сумме 700 млн рублей.
Директор ОДО "Техника" похитил денежные средства в сумме 570 млн рублей, заключив фиктивный договор на поставку бульдозера для нужд одного из строительных управлений. Материальный ущерб пока не возмещен, но наложен арест на имущество стоимостью один миллиард рублей.
— Наверное, у ваших фигурантов самая популярная статья УК — 210 — хищение путем использования служебных полномочий.
— И все в крупном и особо крупном размере. К примеру, начальник сельскохозяйственного филиала КУП "Миноблдорстрой" "Грозово" Копыльского района, являющийся к тому же депутатом Копыльского районного Совета депутатов, и главный бухгалтер предприятия совершили хищение 82 млн рублей путем составления фиктивных нарядов и платежных ведомостей на фактически не выполненные ремонтные и сельскохозяйственные работы. Директор ООО "Вилейская ремонтно-механическая мастерская" составил заведомо подложные документы на поставку металла нескольким организациям, что позволило похитить 227 млн рублей, которые он обналичил через лжепредпринимательские структуры. С каждым годом схемы хищений совершенствуются, придумываются новые виды маскировок. Но и нам работать интересно: ведь идет постоянное интеллектуальное состязание — в экономике нет банальных преступлений.
— Имеют ли место быть в ваших сводках преступления, в просторечии называемые "откатами"?
— Думаете, "откат" благозвучнее, чем взятка? Исполняющий обязанности директора ОАО "Минский фарфоровый завод" дважды получил взятки в сумме 3 млн рублей и 100 долларов за проведение работ коммерческой структурой по обслуживанию отопительных систем на предприятии. Директор птицефабрики "Новая заря" за благоприятное решение вопроса о заключении договора подряда на строительство холодильного склада еще в декабре 2008 года получил две взятки в сумме более 29 млн рублей от директора частной фирмы. Выявили мы эти факты только в прошлом году.
Считаю "откаты" безобразным явлением, существенно тормозящим развитие частного бизнеса, причем сегмента, занятого в сфере производства и оказания услуг. Отмечу, что не только должностные лица госпредприятий "берут", но и бизнесмены не гнушаются криминальных доходов. В частности, директор частной фирмы, являющейся собственником здания в Солигорске, весьма оригинально заключал договоры аренды: 5 долларов — на счет фирмы, 15 — лично ему. На протяжении 2007-2009 годов он положил в свой карман 49 тыс. долларов.
— Александр Валентинович, в 2009 году ваши сотрудники выявили 52 факта взяточничества. Какие суммы фигурировали?
— От 100 тыс. рублей до 65 тыс. долларов. На первой сумме погорел главный государственный инспектор труда Столбцовской межрайонной инспекции труда Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты. Проводя проверку частного унитарного предприятия, он получил от директора фирмы 100 тыс. рублей за неотражение выявленных им нарушений в акте проверки.
В 10 тыс. долларов оценили свою "помощь" в прекращении уголовного дела начальник отделения управления ДФР КГК Республики Беларусь по Минску и Минской области и посредник. Первому предназначалось 8 тыс. долларов, второму — 2 тыс. Взятка передавалась под контролем наших сотрудников, так как гражданин, у которого вымогали взятку, обратился к нам с соответствующим заявлением.
— А что с уголовным делом в отношении заявителя?
— Расследовано и передано в суд. Экономические преступления не совершаются по неосторожности, они тщательно продумываются и планируются. Поэтому заявитель понимал, что он может оказаться как "в шоколаде", так и под следствием. И прекрасно знал, что нет никакой возможности прекратить дело. За преступления, находящиеся в компетенции финансовой милиции, предусмотрено наказание, прежде всего, в виде финансовых санкций, а вот дача взятки, как правило, карается лишением свободы.
— "Помогают" ли вам злоумышленники, четко ведя подпольную бухгалтерию?
— Случается. Вот самый свежий пример. 4 марта возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 430 УК в отношении главного инспектора одного из пунктов таможенного оформления. Как установлено в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, на протяжении нескольких лет таможенник не безвозмездно закрывал глаза на занижение таможенной пошлины на ввозимые автомобили. Сумма вознаграждения составляла от 50 до 500 долларов в зависимости от стоимости автомобиля. При исполнении служебных обязанностей денег он не брал, однако его помощники вели бухгалтерию и собирали дань с предпринимателей, растаможивших автомобили со "скидкой". В конце месяца мытник приезжал за мздой. Задержали его при получении 2040 долларов. В настоящее время гражданин водворен в изолятор временного содержания. Изъят принадлежащий ему автомобиль стоимостью 14 тыс. долларов.
Оксана ЯНОВСКАЯ, Naviny.by