Тенденции совершенствования регионального управления в странах Западной Европы

В большинстве стран Западной Европы в отличие от Великобритании основы государственной региональной политики были заложены значительно позже, после второй мировой войны. Наиболее активная фаза развития в этой области деятельности продолжалась с конца 1950 – начала 60-х годов и до середины

70-х годов.

Рост внимания к регулированию регионального развития был вызван несколькими причинами. Во-первых, общий экономический рост в большинстве западноевропейских стран обеспечил возможность безболезненного ассигнования средств на реализацию активной региональной политики. А во-вторых, подъем экономики в этих странах оказался весьма дифференцированным по регионам. Так, в территориальных единицах с традиционной структурой хозяйства (сельское хозяйство, угольная, текстильная промышленность, черная металлургия и др.) экономическое положение оставалось весьма сложным, в то время как в отдельных регионах (столицы, крупные региональные центры и др.) происходил быстрый, зачастую бурный рост. Указанное обострение региональных диспропорций послужило еще одним толчком для активизации региональной политики во многих государствах Западной Европы в 50–70е годы прошлого века.

Специалисты выделяют следующие общие черты, которые были характерны в этот период для государственного регулирования регионального развития в большинстве западноевропейских стран, а именно:

упор на развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, связи и др.), ее «подтягивание» до общенациональных стандартов; активное использование производственного потенциала государственных или подконтрольных государству предприятий (инвестирование в строительство новых государственных промышленных предприятий в депрессивных регионах); ограничение роста концентрации производства и населения в «перегретых» регионах путем жесткого контроля над размещением производительных сил (запреты на выдачу строительных лицензий и т.п.); использование в качестве ключевого элемента региональной политики многочисленных региональных стимулов (средств «подсластить пилюлю»), побуждающих частный бизнес размещать новое современное производство в отсталых регионах и перемещать существующие мощности из «перегретых» районов и больших городов; периодические реформы региональной политики, когда периоды относительного ослабления ее влияния чередовались с годами повышения активности в этой области государственного регулирования.

Динамика реальных затрат, связанных с государственным регулированием производственных инвестиций, в большинстве западноевропейских стран (за исключением разве что лишь Германии) также демонстрирует «взлеты» и «падения», хотя анализ этого процесса за длительный период позволяет констатировать наличие понижательной тенденции. Так, по данным экспертов ЕС, в 1980 г. все страны – члены Сообщества в совокупности направили около 5,1 млрд. экю на стимулирование производственных инвестиций, а в 1983 г. эта цифра возросла до 7,2 млрд. экю. Однако с учетом инфляции в 1987 г. реальные расходы на эти цели были на 14% ниже, чем в 1983 г. и на 8,5% меньше, чем в 1980 г.

Наряду с некоторым сокращением расходов на государственную региональную политику происходили ее качественные изменения, принявшие форму следующих тесно связанных между собой тенденций:

сдвиг от использования автоматических инструментов регулирования регионального развития к применению дискреционных мер (как, например, в Германии); переориентация политики на стимулирование малых фирм, сферы услуг и научно-инновационной деятельности; смещение приоритетов от практики перераспределения между регионами доходов и трудовых ресурсов к стимулированию структурных преобразований в самих регионах с целью достижения в них формирования потенциала для экономического роста в целом; рост влияния Европейской комиссии на региональную политику отдельных стран-членов ЕС.

Наиболее важная тенденция изменений в региональной политике западноевропейских стран – переход от общих, автоматических стимулов к селективным, выборочным, дискреционным – обусловлена следующими причинами:

общим снижением государственных расходов стран с рыночной экономикой; необходимостью повышения эффективности использования выделяемых на региональную политику ресурсов; упором на стимулирование сферы услуг, поскольку автоматически выделяемые виды региональной помощи в основном способствовали перераспределению между регионами промышленного производства.

В настоящее время правительства стран Западной Европы также уделяют значительное внимание решению региональных проблем. По классификации известного шотландского регионалиста Д.Юилла, все страны–члены ЕС по природе и сложности внутренних региональных проблем, а также по значимости региональной политики, разбиты на четыре группы (табл.1).

Таблица 1

Цели национальной государственной политики в странах–членах ЕС

Группы стран

Состав группы стран

Ставка на создание равных условий

Упор на решение задач эффективности региональной политики

Роль региональной политики

«Страны сплочения»

Греция, Ирландия, Португалия, Испания

слабая

в национальном масштабе

низкая

«Страны высокой дифференциации»

Германия, Италия

закреплена в конституции

возрастает

очень высокая

«Северная Европа»

Австрия, Дания, Франция, страны Бенилюкс, Соединённое королевство

исторически сложившаяся

возрастает

низкая

«Скандинавские страны»

Финляндия, Швеция

сильная

возрастает

высокая

Краткая характеристика и специфика каждой из этих групп.

1. «Страны сплочения», или «интегрируемые государства» пользуются специальной поддержкой ЕС с целью приблизить их по основным социально-экономическим характеристикам к остальным странам – членам Евросоюза. В период 1994–1999 гг. сеткой различных типов проблемных регионов, которым национальные правительства оказывали помощь, охватывалась территория, на которой проживало практически все население Греции, Ирландии и Португалии. В регионах Испании, пользовавшихся государственной поддержкой, в этот период проживало около 76% населения, а в регионах Италии – почти половина ее граждан, причем в период 2000–2006 гг. во всех перечисленных странах этот показатель практически не изменится, а в Испании даже возрастет.

2. «Страны высокой дифференциации» демонстрируют максимально большие диспропорции в развитии регионов (например, между старыми и новыми землями Германии, а также между севером и югом Италии).

3. «Скандинавские страны» имеют весьма низкую плотность населения, что связано с их периферийным положением, суровыми климатическими условиями и большой географической удаленностью населенных пунктов внутри таких регионов.

4. Страны «Северной Европы» имеют в целом менее выраженные региональные различия, причем региональные проблемы этих стран обычно ассоциируются с вопросами занятости населения и необходимостью проведения структурных изменений в аспекте «город–село».