МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ

Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство, которое стало создаваться в стране сразу после окончания второй мировой войны. Для этого имелись определенные предпосылки, еще в тридцатые годы в Германии была создана Фрейбургская школа во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Беме. Они пришли к выводу, что рынок как система управления, не может быть предоставлен самому себе, а нуждается в созвучном рынку социальном контексте.

После войны политическим реализатором идей Фрейбургской школы стал первый федеральный министр экономики Людвиг фон Эрхард. Вместе с известными немецкими экономистами Вельгельмом Репке и Мюллером Армаком Людвиг фон Эрхард ввел понятие социальной рыночной экономики, то есть экономики, функционирующей по правилам рынка, однако с добавлением социальных гарантий (пенсий, пособий по безработице, оплаты больничных листов, охраны окружающей среды, общественного строительства и др.). Новая экономическая политика обеспечила необходимые условия для быстрого возрождения немецкой экономики, тогда  же заговорили о немецком экономическом чуде, темпы роста экономики страны превышали в 50–60 гг. ХХ века 10% в год. Современная модель социального рыночного хозяйства Германии представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более — менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», который характеризуется значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии стали достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг.  Их влияние на принятие бизнес-решений гораздо сильнее, чем в других ведущих странах мира.

Изменившиеся социально-экономические условия в мире и ФРГ требуют определенной корректировки модели развития социальной рыночной экономики страны. У ФРГ в конце 90-х гг. ХХ в. были довольно низкие темпы роста ВВП, почти втрое ниже, чем темпы роста экономики США. Зарегистрирован высокий уровень безработицы – около 11,2%, а в восточных районах – около 20% активного населения. Вплоть до лета 1999 г.  продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США. Главным объяснением слабой динамики роста и кризиса на рынке труда послужило не только влияние мирового валютно-финансового кризиса, но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики.

Кризис социального рыночного хозяйства Германии во многом явился результатом ошибочной экономической политики правительства страны в 1990-е гг. Он был обусловлен также недостатками налогового и пенсионного законодательств, наличием неоправданных льгот; сокращением инвестиций в науку и образование; влиянием негативных последствий присоединения ГДР; экспортом капиталов и производств за рубеж, влиянием экспансии американских и японских транснациональных корпораций; слабой конкурентоспособностью многих немецких фирм.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. К примеру, из 100 марок чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии, таким образом, становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Довольно высокий уровень безработицы способствует иждивенчеству части немцев и стимулирует ее. По сравнению с другими странами для Германии характерен высокий уровень налогообложений. Например, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании – 45%, то в Германии они достигают 65%. Это приводит к тому, что многие немецкие компании развивают свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами переезжают на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов, отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций, высокая стоимость немецкой рабочей силы не побуждают иностранные ТНК создавать производственные мощности в Германии.  Они предпочитают заниматься здесь только сбытом. Более того, немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда и около одной трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку в Германии заниматься наукой невыгодно. Чтобы не вызвать массовых социальных протестов населения, государство продолжает субсидировать убыточные сектора немецкой экономики, развивать угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

Все это подтверждает, что Германии нужны перемены в модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась до недавнего времени, но в условиях глобализации оказывается неэффективной. Следует заметить, что Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а, в первую очередь, на опыт стран-партнеров по ЕС – Великобритании и Франции.

По мнению немецких экономистов, переход Германии от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального хозяйства. Снижение роли государства и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то рискует уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но по уровню наукоемкости продукции вскоре может проиграть бурно развивающимся странам Юго-Восточной Азии.