УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Быстрые темпы экономического развития Японии в послевоенный период всегда вызывали повышенный интерес к этой стране, ставили целый ряд вопросов, связанных с причинами столь успешного развития.

Говоря о причинах высоких темпов количественного и качественного роста послевоенной японской экономики, необходимо принять во внимание ряд факторов: исторических, социальных, политических и международных, оказывающих постоянное воздействие на этот процесс.

Прежде всего, нельзя игнорировать специфику исторического и культурного развития Японии: ее зависимость от исторических центров восточной и западной цивилизации привела к тому, что японцы старались, и не без успеха, заимствовать различные аспекты чужих, более передовых культур и затем приспосабливать их к своим традиционным ценностям.

В то же время, чтобы не допустить растворения японцев в более передовой цивилизации, правящие круги страны на протяжении всей ее истории активизировали националистические концепции о превосходстве традиционной японской культуры, ее особой духовности, о мессианской роли японской нации.

Во второй половине ХIХ века японские правители и идеологи поставили задачу использовать западноевропейскую модель развития, прежде всего такие ее аспекты, которые бы способствовали повышению экономической и военной мощи Японии и позволили бы ей в кратчайший срок догнать западные державы.

С начала ХХ века копирование западной модели свелось, в первую очередь, к созданию сильной армии, колониальным захватам и, наконец, к развязыванию в 1941 г. агрессии на Тихом океане, приведшей к поражению японского милитаризма. Однако сама идея следования более передовой модели экономического и культурного развития продолжала рассматриваться японскими политическими и деловыми кругами как наиболее эффективный путь для возрождения Японии. После второй мировой войны была избрана американская экономическая модель развития. США пошли на предоставление Японии как своему союзнику на Дальнем Востоке новейшей техники и технологии, не предполагая, что тем самым способствуют быстрому возрождению и укреплению экономического соперника. Американская помощь сэкономила Японии огромные материальные и финансовые ресурсы, а самое главное – время, необходимое для проведения  научных разработок и создания новой технологии. Фактически японские реформы разрабатывались ведущими американскими профессорами-экономистами, а практически на месте их проводил главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур. Американский журнал «Managemen Review» (Vol. 87,  No. 10. November 1998) поставил решение Макартура по восстановлению послевоенной японской экономики на 49 место среди 75 лучших управленческих решений, когда бы то ни было сделанных в истории человечества. При этом США ставили практические цели, отвечающие геополитическим интересам собственной страны. В первую очередь, это уничтожение военного потенциала агрессора в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время проведенные реформы были системными, комплексными и своевременно корректировались в ходе исполнения. Реформы проводились по следующим направлениям:

– денежная реформа;

– демонополизация экономики;

– конверсия военных предприятий;

– бюджетная реформа;

– налоговая реформа;

– реформа трудовых отношений.

Оккупационные власти обеспечили политическую стабильность в обществе, в их функции входили: полицейские обязанности; здравоохранение; образование;  судебная система; защита конкуренции. Благодаря присутствию американской армии было сломлено сопротивление старой японской элиты, противившейся проведению реформ. Исполнительная роль отводилась самим японцам. Правительство Японии осуществляло бюджетное планирование, управление финансами, организацией денежного обращения. Таким образом, американцы определили направление, в котором следовало двигаться японской экономике, дали исходный толчок и проконтролировали первую стадию развития, а затем японцы сами стали пользоваться заданным алгоритмом.

Начало реформ связано с проведением финансовой стабилизации. На этом этапе оказывалась американская финансовая помощь, осуществлялись поставки продовольствия, горючего, медикаментов. За все поставки Япония смогла расплатиться уже через 10 лет.

Оккупационные власти провели конверсию военной промышленности. Американские военные пехотинцы были посланы на каждое предприятие ВПК Японии, под их контролем происходил демонтаж и уничтожение оборудования, предназначенного для производства вооружения. Отказ от милитаризации экономики страны был закреплен в Конституции Японии. В 1976 г. парламент Японии принял решение, что на оборону страны будет выделяться не более 1% ВВП. Принятые решения в немалой степени способствовали лидерству Японии в гражданских технологиях, в то время как сверхдержавы подрывали свой экономический потенциал гонкой вооружений, Япония шаг за шагом занимала ведущие позиции на мировом рынке гражданской продукции.

Следующим шагом в японской экономике явилось преодоление хозяйственного кризиса,  который проявился в закрытии военных предприятий, сокращении поставок сырья и материалов, высоком уровне инфляции, неплатежеспособности предприятий, репатриации иностранных рабочих. Американскими профессорами-экономистами для предотвращения кризиса были разработаны, а затем  проведены следующие мероприятия: введена процедура банкротства; заморожены цены и заработная плата; восстановлен контроль над ключевыми отраслями экономики; осуществлен возврат к централизованному снабжению предприятий.

В ходе реформ была также осуществлена демонополизация экономики, в ходе которой был создан массовый класс собственников путем продажи акций предприятий-монополистов населению. Более 70% акций перешло во владение японских граждан.

Была проведена также и земельная реформа, в ходе которой 80% всех земель были отобраны у бывших владельцев-помещиков, не занимающихся производственным использованием своих сельскохозяйственных ресурсов, и проданы крестьянам по доступным ценам. Эта мера помогла решить проблему голода в стране.

Завершила проведение реформ в Японии «шоковая терапия Доджа», названная так по имени автора – Джорджа Доджа, управляющего Детройтского банка. Она включала:

–  бюджетную реформу;

–  новую кредитную политику, направленную на предотвращение

  кредитной экспансии, выдачу ничем не обеспеченных кредитов;

–  ценовую реформу;

– валютную реформу, установившую фиксированный курс японской

  йены по отношению к американскому доллару на уровне 360 йен

  за доллар. 

Главным результатом «шоковой терапии» явилось то, что Япония смогла избежать инфляции после отмены фиксированных цен.

Была проведена также налоговая реформа, основные направления которой разработал профессор Колумбийского университета Шоуп. В стране был снижен до 35% максимальный уровень налогового бремени, были упорядочены амортизационные отчисления компаний, переоценена балансовая стоимость имущества предприятий и др.

После завершения реформ оккупационные власти полностью передали  японскому правительству право проведения экономической политики. Послевоенные реформы в Японии стали примером одних из самых удачных реформ ХХ в. Их главными чертами стали комплексность и постепенность, а важнейшей особенностью явилось то, что они проводились насильственным путем. И несмотря на это реформы заложили основу современной процветающей Японии, позволили этой стране из отсталой, феодальной превратиться в процветающее капиталистическое государство.

Япония импортировала не только лицензии и технологию, но и американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством продукции, теории сотрудничества труда и капитала. Причем они не просто заимствовались, а приспосабливались к специфике традиционной японской культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношениям японцев к труду и коллективу.

Важным аспектом традиционной японской культуры, который оказал значительное влияние на послевоенное развитие страны, является культивирование в японском народе специфического отношения к труду, знаниям. Огромное социальное неравенство между узкой группой господствующей элиты и  малоимущими слоями привело к тому, что на протяжении многих веков богатство не стало основным критерием достоинства человека в японском обществе. В значительной степени его заменили такие ценности, как добросовестный труд и знания. Эти важные качества гибко использовались правительством и японскими предпринимателями в послевоенный период. Одновременно с этим они взяли на вооружение традиционное «групповое сознание» японского общества. Внедрявшиеся в течение долгого времени в Японии специфические моральные нормы предполагают, что общие задачи и действия группы всегда важнее личных интересов каждого из входящих в нее людей. В послевоенный период перед правительством и деловыми кругами страны стояла задача резкого увеличения национального дохода на основе развития экономики и повышения конкурентоспособности товаров. Для расширения производства необходима была стабильная и квалифицированная рабочая сила. И ставка была сделана на трудолюбие японцев и глубоко укоренившиеся принципы коллективизма. Однако для того чтобы в максимальной степени использовать эти факты, нужна была уверенность рабочих и служащих в том, что им будет гарантировано стабильное место на предприятии. Именно на этой базе зародились принципы «пожизненного найма» квалифицированных рабочих и «роста заработной платы в соответствии с увеличением стажа работы», которые стали социальной основой японского экономического «чуда».

Система «пожизненного найма», привязывая рабочего и служащего к компании, побуждает отдавать работе не только физические, но и моральные силы, ожидая, что процветание компании будет способствовать повышению его личного благосостояния. Эта система способствовала усилению реформистского духа, следствием чего явилось ослабление стачечной борьбы. В Японии удалось свести к минимуму невыход рабочих на службу.

Система  «пожизненного найма» дала японским предпринимателям возможность добиться высокой производительности труда рабочих при заработной плате, значительно уступающей ее уровню не только в США, но и в странах Западной Европы. Именно этот фактор явился одной из основных причин конкурентоспособности японских товаров в период высоких темпов развития экономики Японии. Японские предприниматели получили также возможность тратить значительные средства на постоянное обучение технических специалистов, не опасаясь, что, получив новые знания, они уйдут к конкуренту.

Перечисленные факторы и специфические условия страны привели к тому, что послевоенное восстановление Японии сочетало в себе рекордный и устойчивый экономический рост с немалыми достижениями в развитии человека.

В период с 1950 по 1970 г. ежегодные темпы роста реального душевого ВВП составляли порядка 10%. Одновременно с этим происходило значительное сокращение уровня нищеты и разницы в доходах. В период с начала 60-х до середины 80-х гг. доля национального дохода, получаемого 20% богатейших домашних хозяйств, снизилась с 50 до примерно 45%, в то время как доля 20% беднейших повысилась с 5 до 10%. Решающее значение для такого двоякого успеха в росте и развитии человека имела приверженность делу обеспечения равенства возможностей. Реформы, проведенные в стране, включали отмену аристократии; принятие новой конституции, основанной на демократическом правлении; земельную реформу; введение налога на богатство и предоставление равных прав женщинам.

После второй мировой войны правительство продолжало вкладывать средства в социальный сектор за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне (менее 1% ВВП). Это благотворно влияло на положение в области образования и здравоохранения. В период с 1960 по 1990 г. доля населения работоспособного возраста, имеющего среднее или высшее образование, удвоилась.

Следует отметить, что подобная тенденция сохранялась и в 1990-е гг. В 1990 г. государственные расходы на образование и здравоохранение в Японии были в числе самых высоких из расчета на душу населения  (примерно 2208 долл.), тогда как средний показатель по миру в целом составлял только 336 долл. В Японии особое внимание уделялось научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам и профессиональной подготовке рабочих в промышленности.

Япония была первой страной, в экономике которой реализовывалась с 1952 по 1972 г. экономическая модель сбалансированного роста.

Данная модель обеспечила экономике Японии  быстрые темпы развития. В начале 70-х гг. Япония начала выплавлять 120 млн т стали (заняла первое место в мире) и вышла также на первое место в мире в области судостроения.

Первый «нефтяной шок» 1973 г. и экономический кризис 1974–1975 гг. обнаружили слабые стороны «модели высоких темпов развития» японской экономики – чрезвычайно сильную экономическую уязвимость страны, не обладающей собственным сырьем, и продемонстрировали, что «высокие темпы» в значительной степени были достигнуты за счет нерешенных  экологических и других проблем, ставших особенно заметными в условиях резкого спада производства и инфляции.

Вторая половина 70-х и начало 80-х гг. – это переход к модели умеренных темпов экономического развития, ориентации на экспорт производимой продукции.

В ходе экономического кризиса 1974–1975 гг. и его преодоления начала складываться новая модель экономического развития Японии, где основное внимание обращалось на создание противозатратного, энергоэкономичного производства. Эта модель предусматривала также значительное сокращение базовых отраслей промышленности, требующих большого количества энергии и сырья. Были приняты долгосрочные программы, направленные на экономию энергетических ресурсов и поиск альтернативных источников солнечной, геотермальной и других видов энергии. Благодаря всем этим мерам Японии удалось добиться самого значительного среди ведущих стран мира снижения энергоемкости производства. Это привело к тому, что следующее резкое повышение цен на нефть в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии.

Основное внимание стало уделяться отраслям промышленности, работающим на экспорт, – автомобилестроению, станкостроению, производству бытовой электроники (магнитофонов, телевизоров, видеомагнитофонов). По выпуску бытовой электроники Япония в конце

70-х  гг. обогнала Западную Европу и США.

Одной из наиболее важных причин конкурентоспособности японских товаров на западных рынках явилось создание массового производства. Многие японские компании стали специализироваться на производстве отдельных товаров, создавали мощности максимальной производительности. Так, в 80-х гг. фирма «Тойота» на трех заводах производила 3 млн автомобилей в год. Американская фирма «Форд» производила то же количество машин на 20 заводах. Во второй половине 80-х гг. Япония ежегодно производила более 11 млн автомашин, более 15 млн телевизоров, 30 млн видеомагнитофонов. Именно массовое производство и завоевание рынков стран Западной Европы и США давало возможность японским предпринимателям использовать часть прибыли на улучшение качества продукции.

Проблема качества в Японии, как уже отмечалось, стала важнейшим элементом долгосрочной концепции укрепления экономической мощи страны.

В середине 80-х гг. эффективность экспортной модели развития Японии значительно снизилась. В США и Западной Европе активизировались протекционистские настроения. В 1986 г. президент Р. Рейган ввел 100-процентную пошлину на импорт японских интегральных схем. Как писали американские газеты, это был самый чувствительный удар по Японии после второй мировой войны. США и Европейский Союз потребовали сократить японский импорт.

Осложняла положение японской экономики возросшая конкуренция со стороны так называемых новых индустриальных стран  и, прежде всего, Южной Кореи и Тайваня. Однако в конце ХХ в. на первое место в отношениях между Японией и НИС  выходит не конкуренция, а «горизонтальное разделение труда», основанное на производстве продукции высокой технологии. Например, крупнейшие автомобильные компании, такие, как «Нисан», «Хонда» перенесли часть сборки своих автомобилей в Южную Корею. Этот шаг оказался выгодным для двух стран. Японские компании смогли снизить издержки производства за счет низкой заработной платы южнокорейских рабочих и служащих, занятых на японских предприятиях. В то же время мощный импульс развитию южнокорейской экономики придал приток японского капитала,  в значительной мере обеспечившего становление и динамичное развитие местной индустрии.  В целом следует отметить, что с 1973 г. по 1990 г. для Японии характерно постепенное затухание сверхбыстрого роста ВВП (до 5%). В девяностые годы для экономики Японии были  характерны невысокие темпы роста. Этот этап экономического развития Японии совпал с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в

1990 г. в серьезный экономический кризис. Только за 1992 г. промышленное производство в Японии сократилось более чем на 8%. В 1993 г. в экономике страны наблюдается нулевой рост, а в 1994 г. он составил 0,6%. Только в 1996 г. экономический рост в Японии превысил 3,5%.

Следует отметить, что если в прошлом экономический спад был почти не заметен благодаря сравнительно консервативной макроэкономической политике и непревзойденной микроэкономической гибкости, то за последние два десятилетия большинству отраслей японской промышленности пришлось столкнуться с серьезными  проблемами. Кризис 90-х гг. был вызван не только  общими для всех развитых стран обстоятельствами, но и трудностями, связанными со структурной перестройкой экономики.

В начале 90-х гг. в японскую экономическую модель были внесены серьезные коррективы. Ставка была сделана на всемерное использование результатов новой технологической революции и, прежде всего, внедрение автоматизации и информации во всех отраслях производства и услуг, переход к опережающему развитию внутреннего спроса. Это, однако, не снизило заинтересованности Японии в экспорте. Изменилась его структура. Все большее место в экспорте начала  занимать наукоемкая продукция, услуги, информация, знания. Но именно внутренний спрос на наукоемкие товары, услуги  стал основным двигателем экономического развития страны в конце ХХ – начале ХХI века. В связи с этим были предусмотрены значительные инвестиции в инфраструктуру.

Следует отметить некоторые новые аспекты предпринимательской структуры Японии, которые свидетельствуют о ее гибкости и способности быстро приспосабливаться к научно-техническому прогрессу и требованиям рынка. Так, в отличие от предыдущей модели производства и отраслевой специализации,  почти все крупные компании перешли к диверсификации своей деятельности, созданию самых различных видов продукции, прежде всего, в области наукоемких и технологических производств.

В последнее время со стороны японских академических кругов раздается немало пессимистических прогнозов и заявлений о том, что в

ХХI  в. Япония  столкнется с целым рядом трудноразрешимых проблем. Прежде всего они выражают серьезные опасения, что значительное отставание Японии от США и Западной Европы в фундаментальных исследованиях ослабит шансы Японии в соревновании за лидерство в новой технологической революции. Япония уступает в разработке новых видов продукции и технологии, основанных на фундаментальных исследованиях, которые в настоящее время являются катализаторами технологического процесса. Это относится к космической, авиационной промышленности, разработкам больших ЭВМ, средствам программного обеспечения.