Теория несовершенной конкуренции

Английский экономист А.Пигу в начале XX века пришел к выводу, что монополизация экономики и внешние эффекты способны серьезно нарушать воздействие конкуренции на эффективность экономической системы. Результатом оказывается расхождение между индивидуальными и общественными интересами, снижение уровня благосостояния.

Итальянский экономист П.Сраффа, работающий в Кембридже, отмечал в конце двадцатых годов, что несовершенная конкуренция не является временным и незначительным отклонением в механизме конкуренции. Она — закономерный результат эволюции рынка. Важное значение в новых условиях конкуренции приобретают эффекты экономии на масштабах и предпочтения потребителей, различающихся привычками и склонностями к отдельным товарам, маркам, фирмам и др. Поэтому нет единого рынка, он распадается на ряд обособленных рынков, на каждом из которых существуют устойчивые факторы монополизации. По мнению П.Сраффы, традиционная теория конкуренции должна быть пересмотрена. Реальный мир находится между монополией и конкуренцией, а не на одном из этих полюсов.

В 1933 году вышли две работы, положившие начало теории несовершенной конкуренции, ставшие ее классическими основаниями. Первая – это работа американского экономиста Э.Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (реориентация теории стоимости)». Чемберлин привлек внимание к такому средству рыночной конкуренции и основе монополизма, как дифференциация продукта. По-новому рассмотрел влияние спроса на позиции фирмы, как переменную, а не постоянную величину. Рассматривал олигополии, отмечая такую их важную особенность, как необходимость взаимоприспособления конкурентов в олигопольной отрасли.

Вторая работа – «Экономика несовершенной конкуренции» — была написана англичанкой Д.Робинсон, и так же, как и книга Э.Чемберлина, стала реакцией на вызовы времени, на процессы монополизации рынка, нарушение классических механизмов свободной конкуренции. Д.Робинсон отмечала, что при анализе конкуренции теперь нужно отказаться от допущения об атомистичности отраслевых структур. Высокий уровень концентрации производства привел к образованию крупных компаний и изменению условий конкуренции. В отличие от Э.Чемберлина именно концентрацию производства Д.Робинсон рассматривает как основу монополизма. Крупные компании способны оказывать влияние на рыночные параметры, регулировать экономические процессы. Ограничение числа фирм в отрасли усиливает стремление к подавлению конкуренции, особенно агрессивной ценовой конкуренции, которая может обернуться убыточной для всех «войной цен». И здесь опять наблюдается расхождение взглядов Д.Робинсон, которая считала монополию противоположностью конкуренции, и Э.Чемберлина, полагающего, что они составляют противоречивое единство.

Итак, можно прийти к выводу, что появление работ А.Пигу, П.Сраффы, Э.Чемберлина, Д.Робинсон и других экономистов привело к критическому переосмыслению традиционных выводов о функциях конкуренции, сделанных в рамках равновесного анализа совершенной конкуренции. Авторы теорий несовершенной конкуренции подчеркивали, что монополизм:

наносит ущерб экономической эффективности, оптимальности, а значит, нарушает оптимальное распределение ресурсов и благ, характерное для совершенной конкуренции; перераспределяет доходы, вызывает усиление дифференциации общества, что снижает общий уровень его благосостояния.

В дальнейшем важным объектом теории несовершенной конкуренции стали олигополии. Были проанализированы такие формы взаимоприспособления олигопольного поведения, как: картели, «джентльменские соглашения», «следование за лидером». Оказалось, что олигополия является одной из наиболее сложных для анализа рыночных структур, поэтому и сегодня существует множество теоретических моделей олигополии, характеризующих отдельные ее стороны.

В 50-е годы внимание исследователей несовершенной конкуренции было обращено на такие причины ограниченности фирм в отрасли, как отраслевые барьеры. Дж.Бейн обратил внимание на то, что в действительности отраслевые рынки заметно различаются между собой по тому, насколько легко на них могут проникать новые фирмы, и по тому, в какой мере эти последние могут навязать «старым» фирмам конкурентную борьбу. Для учета этих факторов Д.Бейн ввел понятие барьера, под которым понимал специфические особенности условий спроса и предложения в отрасли, создающие те или иные преимущества действующих в отрасли фирм перед потенциальными конкурентами. К важнейшим отраслевым барьерам, формирующим олигополию и монополию, относятся: необходимость значительных капиталовложений для достижения эффекта экономии на масштабах и организации конкурентоспособного производства; патентная монополия; привилегии, полученные от государства; сговоры о дележе рынков сбыта и др.

С 70-х годов на первое место в теории олигополии выходят исследования, посвященные влиянию новых фирм, преодолевающих существующие барьеры, активизирующих конкуренцию в олигопольных отраслях. Действительно, практика 70-90-х годов XX века демонстрировала повышение интенсивности конкуренции, ограничение возможностей монопольного влияния на рынок, увеличение числа конкурентов в традиционных и новых отраслях. Все это способствовало возрастанию интереса к выводам неоклассической теории совершенной конкуренции. Стал возможным синтез теории совершенной и несовершенной конкуренции. В.Баумоль и некоторые другие экономисты обратили внимание на то, что некоторые рынки, хотя и являются олигополиями, по сути, не имеют высоких барьеров вхождения. Это создает угрозу потенциальной конкуренции и заставляет олигополистов вести такую ценовую политику и политику в области издержек, которые снижают опасность проникновения новых конкурентов. Давление потенциальной конкуренции может быть связано не только с отечественными конкурентами, но и с иностранными. Особенно актуальным это становится в период широкого распространения транснационализации, глобализации мировых рынков.