Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца. Следует подчеркнуть, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений.
Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил — пример диалектического единства, включающего в себя и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутренне противоречивое сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.
Вместе с тем роль человека на разных ступенях развития производства различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый производитель выступал здесь как единичный работник. Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника, закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновение совокупного работника. Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.
Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в общественном производстве, преобразуется под воздействием научно-технического прогресса. В свою очередь НТП влияет на структуру совокупного работника: изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.
Сегодня изменились и границы совокупного работника. Сюда сейчас включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.
Следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя уровень расходования рабочей силы и вместе с тем величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуя необходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется объективная граница необходимого продукта.
Неотъемлемый элемент всякого совместного труда — дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления зависимости между различными звеньями общественного труда, а также роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу.
Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, — и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, то есть экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реализации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что создал своим трудом.
В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих извне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.
Человек — воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть понят.
Но в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сторон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, игнорирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.
С позиций производства как такового человек — не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства.