Условия формирования мирового рынка технологий и его основные сегменты

Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.

Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.

Мировой опыт свидетельствует, что сколько-нибудь значимые результаты в развитии техники, технологий, жизненных материальных благ и услуг были достигнуты при использовании и материализации результатов интеллектуальной деятельности.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме в 1967 г., предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности:

1) литературные, художественные произведения и научные труды;

2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения;

7) пресечение недобросовестной конкуренции (способ защиты интеллектуальной собственности).

Новыми объектами интеллектуальной собственности, защита которых менее урегулирована, являются компьютерные программы, интегральные микросхемы, репрография, новые разработки в области вещания (спутники, кабельное распределение), биотехнологии.

Формированию и развитию мирового рынка технологий способствовало введение патентных систем на рубеже XVIII – XIX веков, которые укрепили права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, дав импульс расширению торговли средствами производства. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г., Испании – в 1820 г.

Еще одним условием становления мирового рынка технологий стала неравномерность экономического развития различных стран, и, как следствие этого, – неодинаковый уровень развития в них науки и техники.

В настоящее время мировой рынок технологий структурируется следующим образом:

рынок патентов и лицензий; рынок науко — и технологически емкой продукции; рынок высокотехнологичного капитала; рынок научно-технических специалистов.

Дадим практическую характеристику указным структурным элементам мирового рынка технологий.

Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.

Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.

«Ноу-хау» (know how) – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

Обычно комплексная передача патентов и ноу-хау используется в инжиниринге, при организации лицензионного производства, поставках оборудования и сырья.

Международная торговля лицензиями – это, пожалуй, главная форма научно-технического обмена между странами. Она весьма прибыльна. По оценкам  экспертов  ООН,  покупатели  платят  за  приобретенные  лицензии 1 – 10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений.

В зависимости от роли в международной лицензионной торговле можно выделить: промышленно развитые страны с доминирующим и преобладающим экспортом лицензий (США, Великобритания, Швейцария); промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий (Германия, Япония); развивающиеся страны с импортно-экспортной ориентацией (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция); развивающиеся страны с импортной направленностью (Таиланд, Алжир, Панама), а также развивающиеся страны с эпизодической лицензионной торговлей (наименее развитые страны).

Емкость мирового рынка наукоемкой продукции оценивается примерно в 2,3 трлн. долл. в год. Например, объем экспорта наукоемкой продукции США составляет 700 млрд. долл. в год, Германии – 530, Японии – 400 млрд. На долю России приходится лишь 0,3% объема мирового рынка наукоемкой продукции.

Согласно докладу о мировых инвестициях Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1999г. прямые иностранные инвестиции достигли 865 млрд. долл., из которых 208 млрд. долл. вложены в развивающиеся страны и 23 млрд. – в бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.

Прямые иностранные инвестиции — не единственная форма международного взаимодействия в инновационной сфере. Сюда же относятся: лицензирование; совместное предпринимательство; слияния и стратегические альянсы компаний разных стран, нередко конкурирующих друг с другом. Так, по данным информационно-аналитического агенства  деловой информации «Томсон файнэншл секьюритиз дейта», сумма сделок по приобретению и слиянию, заключенных в мире в 1999г., достигла 3,16 трлн. долл. (в 1998г. – 2,6 трлн. долл.). Например, один из крупнейших американских конгломератов «Тико» (медицинские приборы, системы сигнализации, электроника, системы управления потоками) с 1992 г. осуществил более 200 приобретений. При этом цена его акций увеличилась в 12 раз.

Что касается рынка научно-технических специалистов, то в странах-реципиентах высоко-квалифицированной рабочей силы это приводит к значительной экономии ресурсов в сфере образования и науки; для стран-доноров, как, скажем, Россия, «утечка умов» означает ежегодные потери 50 – 60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.